Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Классный час "Внимание и внимательность"

    Преамбула
    Педагог: Жизнь каждого человека неотделима от окружающих. Мы не одиноки в этом мире и постоянно находимся в разных системных связях. Добираясь с утра в школу или на работу, мы исполняем роль пассажиров и у всех нас есть общая цель – добраться до нужной остановки.
    В классе у вас другая цель – получить образование и здесь вы находитесь в другой системе. Таких систем у каждого человека множество и везде существуют свои собственные законы. Если мы их не будем придерживаться, то в конечном результате можно не достигнуть нужной цели. Например: учитель ведет урок, а один из учеников не слушает и разговаривает со своим соседом, то есть нарушает установленные законы поведения на уроке и ведет себя невнимательно. Учитель, делая замечание, постоянно отвлекается и как результат – весь класс недополучил знаний. Но давайте остановимся не только на внимании, которое требуется на уроках и заключается в направленном сосредоточении активности, но и на внимательности, которая, на наш взгляд, носит более «одушевленный» характер.
    Хотелось бы выяснить, насколько мы можем быть внимательными к другому человеку, можем ли мы сосредотачиваться и не упускать ничего в общении с другими людьми. Очень сложно взаимодействовать с человеком, не будучи способным воспринимать его во всем наборе мелочей и подробностей. Внимательность очень часто соседствует с чуткостью, добротой, уважительным отношением к другим людям.
     
    Упражнение «Разведчик»
    Всем ребятам предлагается занять определенную позу. Одного ученика приглашают к доске и дают ему установку в течение определенного времени (в зависимости от численности группы) попытаться запомнить в каком положении находятся его одноклассники. Далее он выходит за дверь или отворачивается, а педагог указывает на тех ребят, которые должны изменить свою позу. Задача «разведчика» – угадать учеников, изменивших свое положение.
    Очень часто бывает так, что в первую очередь «разведчики» обращают внимание на значимых или ярких учеников (на своих друзей, лидеров класса), а ребята, которые часто находятся в тени, так и остаются незамеченными.
     
    Упражнение «Описание другого человека»
    Педагог просит одного человека выйти к доске и повернуться лицом к классу. Затем предлагает ему, не поворачиваясь, описать названного педагогом ученика (во что одет, какая прическа и т.д.)
    Результат может быть разным: от точного описания до тупиковой ситуации, когда человек не в состоянии назвать ни одной детали.
    Данное упражнение дает возможность ребятам поупражняться в наблюдательности и внимании. Ведь зачастую бывает так, что сначала мы не обращаем внимания на то, как выглядит наш сосед по парте, а завтра мы не заметим, что у него что-то случилось.
     
    Упражнение «Восстанови действие»
    Учитель просит ребят вспомнить и показать, чем занимался один из учеников (его имя называет педагог) за пять минут до начала занятия.
    Чаще всего друзья выбранного ученика могут ответить на этот вопрос, а остальные одноклассники сомневаются.
    Внимательное отношение друг к другу во многом способствует установлению в классе если уж не дружеских, то позитивных отношений и помогает сплочению классного коллектива, уровень которого в нашем классе мы и попытаемся выяснить.
     
    Определение индекса групповой сплоченности Сишора*
    Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
     
    1. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М., 1991. – С. 61 – 62.